Dimakorban (dimakorban) wrote,
Dimakorban
dimakorban

Русские крейсера, Ч.2 (UPD)

Оригинал взят у nosikot в Русские крейсера, Ч.2 (UPD)

"Генерал-Адмирал" (вступил в строй в 1875 г.) - считается первым в мире броненосным крейсером!

Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), "дожившие" до 20 века...
1) Броненосные крейсера


Родоначальник класса - на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним "Герцог Эдинбургский". Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии - из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно - увеличение расходов на флот - "в ответ" (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли - броненосцы и крейсера - с казнозарядной артиллерией "серьезного" калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). "Вот что Крупп животворящий делает!"
Еще через год вступил в строй "долгострой" "Минин" (из-за катастрофы с британским "Кэптеном" его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили "Князя Пожарского".
Из этих 4-х "Пожарского" списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, "Минин" погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)

Минзаг "25 октября" - бывш. "Нарова", бывш. "Генерал-Адмирал" в ВМФ СССР...

О "Мономахе" и "Донском" писал в Ч.1, так что дальше идет башенный "Нахимов" - он погиб при Цусиме со старой артиллерией - перевооружить не успели!


А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, "Память Азова", "Рюрик", "Россия" и "Громобой"


"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные "Баяны" (2 имярек, французской постройки, "Паллада" и "Адмирал Макаров" - отечественной) и "Рюрик-2" (британской постройки)
"Память Азова" стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: "Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу") со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика-2" в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).


"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости... А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм - и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...


"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с "Генерала-Адмирала" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5, в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Tags: история, российская армия, фотография
Subscribe
promo dimakorban october 15, 2016 22:53 5
Buy for 10 tokens
Чреда последних событий в отношениях Запада и России чётко намекает нам на существующую напряжённость. Что ж, в этом нет ничего удивительного, однако в Минобороны РФ внесли небольшую ясность… Это своего рода ремарка, чёткое дополнение для тех, кто ещё не понял, что Москва воспринимает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments