Dimakorban (dimakorban) wrote,
Dimakorban
dimakorban

Возможно ли построить деревянную арку в 300 метров длиной?

Оригинал взят у fritzmorgen в Возможно ли построить деревянную арку в 300 метров длиной?


Хочу задать вопрос технически подкованным людям. У меня не выходит из головы история кулибинского моста, которую я прочёл пару лет назад в путеводителе французов по Санкт-Петербургу. Этот старый путеводитель был впервые опубликован в 1796 году, в нём два француза с некоторой французской заносчивостью (хоть и без желчи) подробно живописали свои впечатления о России времён Екатерины и о её блистательной столице.

Вот, собственно, фрагмент книги, в котором французы рассказывают о мосте:

Мост об одной арке. Его можно видеть в сарае на дворе дома, принадлежавшего Академии наук, вступая на седьмую линию на Васильевском острову. Оный имеет девяносто восемь английских футов (30 метров) длины; сиё есть десятая часть величины, которую имел бы подлинный мост, которому превосходная модель имеется. Она состоит из брёвен, равных в толщине, около 10 линий в квадрате; оных длина различна. Модель сия исправлена превосходно, с тщанием чрезвычайным. Она сделана четырнадцать лет тому назад и стоила всего только 4’000 рублей. Подлинно известно, что удовольствовались оплатою издержек: изобретатель оценил свои труды в 3’000 рублей с лишком. Сия модель снесла 3540 пудов (58 тонн); оную надлежит увидеть ради её чрезвычайной простоты и смелости изобретения.

Подлинный мост имел бы девятьсот восемьдесят футов длины и сорок два фута в своей меньшей ширине, стало быть, посредине; ширина умноживается мало-помалу к краям, брёвна в восемь дюймов (20 сантиметров) толщины. Вышина арки должна быть в восемьдесят четыре фута (25 метров). По причине большого возвышения моста в его средине экипажам надлежало б идти в покрытом проезде в семнадцать футов с половиною (5,3 метра) вышины на двадцать восемь (8,5 метров) ширины. Изобретатель испрашивал на строение всего только три года и 300 тысяч рублей.

Мы изумлены, что в стране, где большие проекты почти всегда одобряемы, где расходуют суммы более знатные на предметы меньшей пользы, толь превосходный план не получил одобрения правительства. Оного творец, г. Кулибин, русский, поселен в сем доме; императрица пожаловала ему свой портрет и золотую медаль, которую он на шее носит.

Примечание. Судя по материалам У. Кокса, который осматривал модель вскоре после её завершения и общался с И.П. Кулибиным, идея моста, возвышавшегося над водой на 50 метров, выглядела фантастической, хотя «модель сама по себе заслуживала внимания». Необычным Коксу показалось то, что в верхней части путь проходил не по мосту, а по подвесной трассе.


Известно, что стальные арки мостов могут достигать в длину полукилометра — этого было бы вполне достаточно для пересечения Невы в один шаг. Кулибин однако явно собирался делать мост не из стали, и мои скромные знания сопромата не позволяют мне оценить реалистичность его проекта. Если бы исполинский одноарочный мост через Неву всё же был бы сооружён — стал бы он техническим чудом XVIII века, или же рухнул бы сразу после освобождения от строительных лесов?

PS. На всякий случай. Книга называется «Прогулки по Петербургу Екатерины Великой», автор — Форсия де Пилес, она есть у меня в бумажном виде. Искать её текст в интернете я пробовал, но не преуспел. Закосневшие в грехе правообладатели в своей обычной манере загадили всю поисковую выдачу мусорными сайтами, предлагающими скачать под видом этой книги разнообразную дрянь.

Tags: общество, политика
Subscribe
promo dimakorban october 15, 2016 22:53 5
Buy for 10 tokens
Чреда последних событий в отношениях Запада и России чётко намекает нам на существующую напряжённость. Что ж, в этом нет ничего удивительного, однако в Минобороны РФ внесли небольшую ясность… Это своего рода ремарка, чёткое дополнение для тех, кто ещё не понял, что Москва воспринимает…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments